Чипирование животных: оправдан ли риск?

Согласно новым ветеринарным правилам сельскохозяйственные животные, а также домашние, в том числе кошки и собаки, подлежат идентификационному учету. По новым правилам животных требуется промаркировать: татуировками, тавро, кольцами, ошейниками и другими видами меток, в этом же ряду перечисляют и микрочипы.

Об общей установке на идентификацию, прежде всего, указывает закон РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии». Конкретизирует процесс приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету».  Справедливости ради стоит сказать, что в вышеназванных документах такой тип маркировки, как чипирование, напрямую не указывают. Однако именно этот метод мечения животных уже применяется и вызывает наибольшие споры. В результате идентификационного учета, в том числе чипирования, каждое животное попадает в единую федеральную базу, ему присваивается 15-значный код – уникальный идентификационный номер (УИН), включающий арабские цифры и буквы английского алфавита, владельцу выдается соответствующий паспорт со штрих-кодом. Цели данной кампании, безусловно, благие: предотвращение «распространения заразных болезней животных», прекращение «выпуска в обращение продукции животного происхождения, не соответствующей установленным требованиям», а также «выявление источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных».  Чип «знает» породу, окрас, возраст, пол, происхождение животного, его назначение, владельца, включая адрес. Кстати, в СССР вопрос чипирования животных ставился ещё в 1980-е годы, но из-за высокой стоимости процедуры был забыт.

Обязательное мечение, в том числе чипирование, крупного рогатого скота начали 1 января 2018 года. С первых дней 2019 года обязательным является идентификационный учет домашних животных.  Пока правила реализуются в добровольном порядке. В СМИ появляются сообщения о массовом чипировании кошек на отдельных территориях. Процесс описывают как безболезненную процедуру, напоминающую прививку. В условиях ветстанции животному подкожно вводится чип размером с рисовое зернышко.  Плюсы и минусы данной инновационной технологии учета обсудим с учеными УрГЭУ: директором Единого лабораторного комплекса УрГЭУ, канд. ветеринар. наук, доцентом Натальей Кольберг и её заместителем, заведующей научно-исследовательской лабораторией Единого лабораторного комплекса УрГЭУ, д-ром биол. наук, профессором Еленой Шацких.

– Насколько необходима регистрация животных? Нужно ли это делать посредством чипирования, особенно в отношении домашних питомцев?

 Наталья Кольберг: Регистрация животных – это не ноу-хау. Учетом животных занимались во все времена. С целью отслеживания чистоты линии рода и целостности генов делали биркование: ставили бирки с присвоением номера. Биркование коров и свиней помогало следить за заболеваемостью. Данные, собранные со всего стада, фиксировались в специальных журналах. Породистым кошкам и собакам на животах ставили штампы-клейма. И в том и в другом случае обходились без чипирования.

Елена Шацких: Существует множество методов мечения животных.  Среди современных способов применяют ушные бирки, а также чипирование. Сейчас все сельскохозяйственные животные на современных сельхозкомплексах, где применяется компьютерная обработка получения продукции (на территории Свердловской области таких несколько), чипированы. Данный способ учета позволяет специалистам знать: сколько животное съедает кормов, сколько дает молока, когда начинается период охоты, чтобы не пропустить сроки искусственного оплодотворения.  Нагрузка на организм животного, связанная с вживлением чипа, несравнима с большой продуктивной отдачей от него.  Каждый отел у КРС – это возможность получения молока, мяса, а значит, прибыли. При многотысячном поголовье данная технология оправдана экономической выгодой.

Наталья Кольберг: К чипированию домашних животных отношусь отрицательно. Считаю, что делать этого категорически нельзя, так как расцениваю данный процесс завуалированными доклиническими исследованиями на животных перед тем, как эксперимент распространится на людей. У животных обменные процессы идут быстрее, чем у человека. Продолжительности жизни животного как раз достаточно для проведения доклинических исследований, анализа реакции организма. Через чипы можно воздействовать на сознание и подсознание. Этого допускать нельзя. В конце концов, это нарушает законы духовности и свободы, несмотря на то, что речь пока идет о животных.

Любое внедрение подкожно в организм животного чужеродного тела, на которое рано или поздно организм естественным образом реагирует воспалительными или адаптационными процессами, – плохо. Животное же не скажет больно ему или нет, комфортно или не комфортно, за него решение принимают хозяева.

– Законодатели объясняют новые правила хорошими намерениями: добиться ответственного отношения людей к своим питомцам, и чтобы быстро находить потерявшееся животное…


Елена Шацких:
Если бы законодатель преследовал цель выявлять хозяев, чья собачка оставила экскременты во время прогулки на детской площадке, в парке, у подъезда дома, – это можно было бы понять.  Но этого можно добиться установкой видеокамер, тепловизоров, с помощью которых какие-то службы, к примеру, ЖКХ обязали бы следить за бесхозными животными, налагать штрафы на недобросовестных владельцев кошек и собак. В этом случае слежение не будет нарушением закона и будет оправдано соблюдением санитарных норм.  Ничто не мешает вести учет домашних животных, не применяя чипирование. Вполне можно обходиться обычной регистрацией в ветстанции.

Наталья Кольберг: Допустим кто-то увидел брошенное животное. Даже если животное чипированное, без сканера, который находится в ветеринарном учреждении, не определить, не считать информацию о хозяине, то есть не поставить ему на вид, не объяснить, что так делать нельзя. Этот механизм совсем не подходит для таких ситуаций.

– Чем, на ваш взгляд, может быть мотивировано и оправдано применение чипирования у домашних животных, кроме также широко обсуждаемого предположения о возможном налогообложении владельцев?

Наталья Кольберг: Чипирование домашних животных неполезно и неоправданно. К тому же нельзя исключать вариант, что с помощью чипов можно собирать информацию о семье, ведь известно, что в Европе такие методы используют. Дополнительный контроль за частной жизнью через домашних животных – это также нарушение прав и свобод. 

Елена Шацких: Мне совершенно очевидно, в сельхозпредприятиях для КРС чипирование необходимо, потому что помогает учитывать продуктивность, генеалогию, наследственность. Зачем данная процедура применяется для домашних кошек и собак, не понимаю.  Дома стада животных никто не содержит. У домашних питомцев назначение совсем другое, больше эстетическое, многие воспринимают их членами семьи. 

Наталья Кольберг: Породистым кошкам и собакам всегда делали пломбы в виде наколки (татуировки), которые наносили в ветеринарных станциях или же такое клеймо было у заводчиков линейных животных. Это, действительно, необходимо, чтобы сохранить генетику, породу, такой учет ведется и в бумажном, и в электронном виде, потому что при спаривании важно исключить нежелательное родство особей.

Елена Шацких: Мечение племенных животных, но не способом чипирования, обязательно.  Если в корпусах птицефабрики содержится по 40 тыс. птиц, то каждую не метят, а племенной курочке и петуху обязательно надевают кольца на лапку или на крыло. Номер заносится в племенную карточку или племенное свидетельство. Всё поголовье свиней тоже не метят, делают татуировку или крепят бирки на уши племенным свиноматкам. Откормочное поголовье метить нецелесообразно, поскольку трудоемко и затратно, исходя из того, что сельскохозяйственные животные живут недолго.

– Кошки весьма чувствительные животные, считается, что они могут чувствовать приближение землетрясения. Наверняка, чипирование отразится на этой особенности.

Наталья Кольберг: Конечно, установка чипа – это вмешательство в естественные биологические и физиологические процессы организма животного, которые могут дать сбой. Во-первых, дополнительное инфицирование, воздействие на кровеносные сосуды, на лимфатическую, нервную, гормональную системы. Мы не знаем, какой будет реакция головного мозга, нервной системы на воздействие импульсов микрочипа, которые могут изменять поведение животного, нарушать его поведенческие особенности, вызывать нервное раздражение. Возможности чипа (его начинка) могут быть самые широкие. А что если его можно будет отслеживать, как телефон, через спутник?

– Цивилизация развивается семимильными шагами, то, о чем вы говорите, уже не кажется сюжетом из фантастического фильма...

Наталья Кольберг: Все равно мы должны тормозить и оттягивать этот процесс, не давать согласие на вовлечение в него.  У человека есть право выбора. Он может анализировать ситуацию, может выразить свое отношение, отказаться в отличие от животного.

– Люди же живут с металлическими пластинами в позвоночнике, спицами – в суставах, шунтами – в сосудах, другими имплантами…

Наталья Кольберг: Во-первых, это делается по медицинским жизненно важным показаниям. Во-вторых, посмотрите, сколько при этом человек принимает препаратов. Перед шунтированием пациент практически горстями принимает лекарства. Нужны и кроверазжижающие, и противовирусные, и антибактериальные препараты, чтобы не было отторжения импланта и сопутствующих неблагоприятных последствий.

 – Чипирование по сложности вмешательства сравнивают с обычной прививкой, которую ставят в условиях стерильности…  

Наталья Кольберг: Прививка рассасывается, а инородное тело – микрочип – нет. Для чистоты линии племенных животных важна чистота крови, поэтому для идентификации достаточно клейма. 

Ещё долго владельцы домашних животных и специалисты будут спорить об актуальности чипирования. При этом уже сейчас ясно: чипирования не избежать тем, кто путешествует со своим питомцем в Европу и участвует в международных выставках. Согласно Регламенту Совета Европы и Европейского парламента ЕС №998/2003 от 04.10.2002 при ввозе (перевозке) животных через границу обязательно наличие идентификационного номера. С 2011 года это правило распространяется не только на взрослых животных, но и на щенков.  Успокаивает, что простым и невыездным Муркам и Барсикам удастся ещё какое-то время пожить посчитанными путем стандартной регистрации в журналах ветеринарных учреждений.

 

 

 

 

Согласно новым ветеринарным правилам сельскохозяйственные животные, а также домашние, в том числе кошки и собаки, подлежат идентификационному учету. По новым правилам животных требуется промаркировать: татуировками, тавро, кольцами, ошейниками и другими видами меток, в этом же ряду перечисляют и микрочипы.