Природу не обманешь

Исследования генома человека, влияющего на интеллект, желание ученых с помощью этих знаний растить гениев – это современные реалии. Страшно подумать, во что выльются подобные исследования через несколько десятилетий. Насколько глубоко стоит вторгаться в ДНК человека, что-то искусственно менять и преобразовывать, чтобы улучшить умственные способности человека, узнаем у кандидата ветеринарных наук, директора Единого лабораторного комплекса УрГЭУ Натальи Кольберг.

 – Наталья Александровна, какова зависимость умственных способностей человека от наследственности, генов?

– При рождении интеллект и талант, которыми будет обладать человек, только 50% зависит от генов; остальное – от социума, окружающей человека среды. Слишком много факторов участвует в закладке будущих умственных способностей: сказывается иммунитет матери, скрытые вирусы, наследуемые от родителей и влияющие на дальнейшее развитие ребенка. Каким бы грамотным ни был ребенок от рождения, если не будет социального примера со стороны близких, социума в целом, он, по сути, будет оставаться дикарем.

– Как с научной точки зрения вы относитесь к исследованиям ДНК?

– Исследования по выделению ДНК и получению идеального человека с большим потенциалом музыкальных, математических, каких-то иных способностей, безусловно, ведутся. В основном это теории. Чтобы понять, какие гены в итоге сработают, ученые исследуют не только ДНК и РНК наследуемых генов родителей, бабушек, дедушек, прародителей до четвертого поколения. Имеются методы сублимирования РНК и ДНК, выделения чистой линии рода. С точки зрения социальной значимости  получение чистой линии с помощью вмешательства из вне является не совсем порядочным, потому что каждый имеет право на свою уникальную жизнь.

С позиции социума или создания гениальных людей такие эксперименты возможны. Но насколько искусственные гении будут духовно и душевно богаты? Будут ли они при этом оставаться людьми? ДНК этого не гарантирует, ДНК не наделяет душой. Корректируя ДНК, мы вторгаемся в уникальность и индивидуальность развития человека.

Если стоит задача получить идеального солдата, человека, обладающего какими-либо сверхспособностями, то мы его получим. Это будет биологический мини-робот с конкретной задачей. Но будет ли он счастлив, социально-адаптирован к обществу – большой вопрос, природу ведь не обманешь. Все, что закладывается родом, наследуется им, корректируется природой, то и правильно.

– Тем не менее нельзя отрицать, что исследования в области ДНК важны?

Лучше заниматься наследуемыми вирусами, создавать социальные условия, благополучие для рождения ребенка. Прежде всего условия для матерей, потому что если счастлива мать, то счастлив ребенок. Это те психосоматические, психологические моменты, которые при получении ДНК невозможно учесть. Но и ДНК изучать нужно. Например, для того, чтобы корректировать наследуемые заболевания.

Исследования генома человека, влияющего на интеллект, желание ученых с помощью этих знаний растить гениев – это современные реалии. Страшно подумать, во что выльются подобные исследования через несколько десятилетий. Насколько глубоко стоит вторгаться в ДНК человека, что-то искусственно менять и преобразовывать, чтобы улучшить умственные способности человека, узнаем у кандидата ветеринарных наук, директора Единого лабораторного комплекса УрГЭУ Натальи Кольберг.