Интервью ректора УрГЭУ Якова Силина в «Российской газете» «Уметь и учить зарабатывать»

Осенью 2015 года в одном из ведущих вузов региона, Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ), сменился ректор. Коллектив возглавил Яков Силин — человек с огромным опытом руководящей работы, занимавший ранее пост вице-премьера в правительстве Свердловской области. Какие перемены он принес в университет, какие инновации удалось внедрить? С этих вопросов мы хотели начать разговор с ректором. Однако Яков Силин возразил:

— Любой вуз — часть образовательной системы. А эта система разумно консервативна. Здесь не должно быть революций. Новации, разумеется, появляются — как у нас, так и за рубежом. Мы их отслеживаем, оцениваем, стоит ли и в какой форме использовать их в нашей образовательной среде. Российское образование имеет свои особенности и традиции, которые, кстати, и сделали СИНХ-УрГЭУ успешным вузом, брендом в отечественном экономическом образовании. Относиться к этим традициям нужно очень бережно, а к внедрению рожденного в иной среде — осторожно. Поэтому давайте лучше говорить не о переменах, а о результатах деятельности вуза за последний год.

Уверена, они позитивные. А что вы считаете наиболее важным итогом года?

Яков Силин: Нам, например, удалось значительно укрепить наши позиции в науке: в два раза выросло количество научных публикаций и индекс цитирования работ наших сотрудников, созданы диссертационный совет по пищевым технологиям и новый научный журнал.

Как удалось так быстро увеличить научную активность?

Яков Силин: У нас очень сильный, высокопрофессиональный состав. Моя задача — создать необходимые условия для работы. Главным образом, это материальное поощрение тех, кто стремится выйти за рамки чисто преподавательской деятельности.

Во-первых, если наш сотрудник опубликовал свою работу в престижном научном издании, мы возмещаем ему все затраты.

Во-вторых, всем преподавателям, которые подготовили методические учебные пособия, научные статьи, выступили на научной конференции, мы присуждаем определенное количество баллов, которые преобразуются в ежемесячные премии. И эта премия, замечу, может быть раза в два больше основной зарплаты. У молодых ученых тоже есть стимул: грант в размере 300 тысяч на научную работу для тех, кто пишет докторскую диссертацию.

В-третьих, мы никому не отказываем в научной командировке: ни преподавателю, ни студенту, если в том есть польза ему и вузу. Есть приглашение — езжай за счет университета. И еще целый ряд преимуществ для тех, кто полезен университету, кто трудится эффективнее других.

Но система поощрений, наверное, требует больших затрат. Как обстоит дело с финансированием?

Яков Силин: Уровень финансовой независимости университета — 85 процентов, остальное — бюджетное финансирование. Кто-то из коллег, наверное, ужаснулся бы: «Как выживаете?!» Выживаем. Конечно, если бы государство смогло увеличить свою долю и довести ее до 30—35 процентов, я бы вздохнул с облегчением: можно начинать несколько крупных проектов. Проработанные планы есть. Но я твердо убежден: экономический вуз должен и сам уметь зарабатывать, ведь мы готовим будущих хозяйственных руководителей. Сейчас у нас более 18 тысяч студентов всех форм обучения. Я не вижу смысла гнаться за большим количеством, главное — высокое качество подготовки. Обществу, экономике, социальной сфере требуются профессионалы, и готовить их нужно основательно.

Работодатели нередко упрекают вузы в том, что они оторваны от реальных потребностей экономики. Что, по-вашему, необходимо изменить в образовании, чтобы готовить действительно востребованных специалистов?

Яков Силин: Ключевой вопрос — связь с предприятиями, органами власти, организациями соцсферы, для которых мы готовим кадры. Например, сегодняшнее утро я начал с общения с представителями Сбербанка. Речь идет о выстраивании системного сотрудничества, которое бы касалось и подготовки кадров, и переподготовки специалистов, и научных исследований. Да, мы ведущая финансовая школа на Урале, наши специалисты востребованы. Но меня как ректора это уже не устраивает: общество, экономика развиваются столь динамично, что корректировки учебных планов недостаточно — она зачастую запаздывает. Мы должны работать на опережение, и без взаимодействия с практиками это невозможно. Следовательно, те, кому нужны новые кадры, должны сами прийти в университет и помогать нам готовить необходимых им специалистов.

Год назад мы создали кафедру экономики социальной сферы. Она имеет свою специфику. Скажем, врач может быть далек от экономических процессов, но, продвигаясь по карьерной лестнице, он вынужден решать хозяйственно-управленческие вопросы. А значит, этому нужно учить. Министр здравоохранения Свердловской области предложил университету создать отдельную кафедру. Идет подготовка, разрабатываются учебные программы, программы повышения квалификации. И мы эту задачу выполним.

Заметно, что в вузе много иностранных студентов. Уральская экономическая школа востребована за рубежом?

Яков Силин: Да, у нас учится три процента иностранцев — за последний год их число выросло в полтора раза. В принципе, может быть и больше, но пока мешают объективные причины. Например, не хватает общежитий. Да, к нам охотно едут учиться, потому что мы обеспечиваем высокий уровень подготовки по многим направлениям. Это важно также и для вуза, и для страны: люди, получившие здесь образование, вернувшись к себе на Родину, на всю жизнь останутся «русскими». Поэтому мы еще и стремимся приобщить их к нашей культуре. Надеюсь, наши дети и внуки будут ближе друг к другу.

Студенты ведь живут не только учебой. И в УрГЭУ весьма насыщенная общественная жизнь…

Яков Силин: Я иногда даже слышу упреки, что в вузе проходит слишком много мероприятий патриотической направленности. А почему в России должно быть по-другому? На самом деле у нас множество самых разных коллективов — спортивных секций, студенческих кружков, творческих клубов — около тридцати. Но мы отдаем себе отчет, что готовим все-таки будущих руководителей. Следовательно, мы должны привить студентам ответственность за коллектив, за предприятие. А как можно быть ответственным управленцем, принимать серьезнейшие решения, не будучи патриотом своего предприятия, своей страны?!

С другой стороны, если учеба в радость, если студенческая жизнь интересна, ты точно состоишься как личность. Задача вуза — предложить такие возможности. В этом году, например, планируем обновить дом культуры, отремонтировать спорткомплекс, оборудовать новый тренажерный зал, а во дворе общежития — мини-футбольное поле с беговыми дорожками. Но все это, повторюсь, в дополнение. На первом, втором, третьем местах всегда будут учеба и ее качество. В этом отражается уже наша ответственность и пред страной, и перед нашими студентами: мы должны дать им такие знания и умения, чтобы они могли достичь в жизни поставленных целей и состояться как достойные граждане.

Мы ведущая финансовая школа на Урале, наши специалисты востребованы. Но меня как ректора это уже не устраивает: мы должны работать на опережение.

Подробнее

Осенью 2015 года в одном из ведущих вузов региона, Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ), сменился ректор. Коллектив возглавил Яков Силин — человек с огромным опытом руководящей работы, занимавший ранее пост вице-премьера в правительстве Свердловской области. Какие перемены он принес в университет, какие инновации удалось внедрить? С этих вопросов мы хотели начать разговор с ректором.