Перспективы развития внутреннего туризма

Развитию внутреннего туризма в России уделяется все больше внимания.  Кандидат экономических наук, заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ Ольга Ергунова подошла к данному вопросу с точки зрения цифр.

В последние годы кризис способствовал развитию внутреннего туризма в РФ. По данным Ростуризма, в 2015 году выезд россиян за рубеж снизился на 31,3% или более чем на 5 млн человек. В 2016 году сокращение выездного потока составило еще 8% или 2,7 млн поездок. Однако в 2018 году ситуация начала меняться. Так, по данным аналитического центра НАФИ, в 2018 году за пределы региона проживания выезжало более 43 млн россиян — на 13 млн больше, чем в 2017 году. 23 млн россиян в 2018 году выезжали за рубеж, тогда как годом ранее – всего 15 млн туристов.

При этом туристическая активность россиян внутри страны выросла с 26% (2017 г.) до 38 % (2018 г.). Прогнозируется, что этот тренд будет распространяться из-за продолжающегося уже пятый год подряд падения доходов населения. Многие отказываются от отдыха за границей в пользу отдыха в РФ. Те, кто ранее ездил отдыхать за рубеж, ориентированы на хороший сервис, а потому создают спрос на те немногочисленные объекты, которые им соответствуют. Если опираться на данные Росстата об уровне номерного фонда, то только 10% номеров отелей России относится к высшей категории, примерно столько же (13%) имеет профессиональное управление международным или российским гостиничным оператором.

Нехватка качественных гостиниц и прочих элементов туристской инфраструктуры вряд ли поможет жителям регионов полюбить домашний туризм. Дополнительным фактором, ухудшающим впечатления туристов от поездки по внутренним маршрутам в сезон, является резкий рост цен в гостиницах и ресторанах.

Финансовые трудности, ограничивающие траты населения на зарубежный отдых, ведут к увеличению спроса на более экономичные виды отдыха внутри региона. По данным центра НАФИ, в 2018 году каждый третий россиянин организовал отдых самостоятельно (29%), в два раза реже россияне обращались к турагентам (14%). Чаще всего в поездки по России отправлялись жители Москвы и Санкт-Петербурга преимущественно в возрасте от 25 до 34 лет. Реже путешествовали жители сёл и небольших населенных пунктов, а также россияне старше 50 лет. Число туристов, предпочитающих отдых на пляже, возросло с 34% до 43%; с 23 % до 29% повысилось количество тех, кто выбирает активный отдых — походы, катание на лыжах, сноуборде, рыбалку и охоту. Пляжный отдых предпочитают жители российских столиц и городов-миллиоников (51%). На лечение и отдых в санатории, в дома отдыха и пансионы чаще отправляются женщины (20%) и россияне старше 55 лет (16%). Отдых на даче популярен среди опрошенных старше 55 лет (42%).

В народе говорят: «Не путешествую по России, так как столько не зарабатываю». В последнее время доля шутки в этой фразе все меньше и меньше. Сравним цены на авиабилеты на 7 июля 2019 г. из Екатеринбурга в Париж (3885 км), Якутск (3700 км) и Калининград (3000 км).

Перелет из Екатеринбурга в Париж обойдется в 2 раза дешевле, чем в Калининград или Якутск. И таких примеров довольно много.

По данным Сбербанка, за 3 летних месяца 2018 года без учета авиабилетов россияне потратили на поездки 141,23 млрд рублей. Средние траты россиян, расплачивающихся банковскими картами в зарубежных поездках, составили 67 тыс. руб. за поездку. Сбербанк отмечает, что за лето самыми массовыми местами для посещения среди стран дальнего зарубежья (исходя из трат клиентов Сбербанка) стали Турция, Италия и Испания. Активнее всего за рубежом тратили жители Москвы и Санкт-Петербурга. Эти же города обеспечили основную массу летнего туристического потока.

Россия в рейтинге ВТО (UNWTO) 2018 года заняла 16-е место – 24,6 млн иностранных туристов, что практически повторяет результат 2017 года (23,9 млн туристов). Можно сделать вывод, что проведение Чемпионата мира по футболу не оказало принципиального влияния на турпоток в страну. Общее число туристов в мире в 2018 году составило 1,4 млрд человек – на 5,6% больше, чем годом ранее.

На Урале огромный потенциал для развития внутреннего туризма. По итогам 2017 года Свердловская область занимает 5-е место среди субъектов Российской Федерации по объему платных услуг гостиниц и 2-е среди субъектов Российской Федерации по числу турфирм. На Свердловскую область приходится 44% от общего объема оказанных платных туристских услуг по всему УрФО. Это позволяет сделать вывод, что туркомпании рассматривают Свердловскую область как перспективное и привлекательное место. По итогам рейтингов, составляемых журналом «Отдых в России», Свердловская область входит в первую десятку регионов России. Безусловно, это создает благоприятные предпосылки для позиционирования региона в качестве туристского центра Среднего Урала.

Развитию внутреннего туризма в России уделяется все больше внимания. Кандидат экономических наук, заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ Ольга Ергунова подошла к данному вопросу с точки зрения цифр.