Предмет исследования: качество яблок

Во время мастер-класса в Едином лабораторном комплексе УрГЭУ студенты 4 курса Института торговли, пищевых технологий и сервиса познакомились со специальным оборудованием и исследовали четыре сорта яблок.

Урок, состоявшийся в лаборатории, открыла заместитель директора Единого лабораторного комплекса и заведующая научно-исследовательской лабораторией, д-р биол. наук Елена Шацких.

«Единый лабораторный комплекс был создан в 2016 году, в него вошли семь лабораторий, в том числе в стадии становления находится научно-исследовательская лаборатория, в которой ставится множество глобальных, научно-исследовательских задач, например, поддерживать партнерские отношения с торговыми сетями, промышленными предприятиями.  Одна из задач учебной и научно-исследовательской деятельности ЕЛК – участие в грантах, научных проектах и оказание услуг на договорной основе, – рассказала Елена Шацких о первых шагах новой лаборатории. – Для лаборатории отремонтирована аудитория, по специальному проекту подобрана мебель, в том числе с вытяжными шкафами, местами хранения реактивов. За каждым столом будет закреплена отдельная методика исследования. В ближайшие полгода лаборатория пополнится современным оборудованием. Аппараты предназначены для анализа пищевых продуктов, хромотографических исследований и спектральных методов. По мере поступления оборудования мы сможем усложнять исследования».

На мастер-классе инженеры ЕЛК провели лабораторные исследования яблок, которые студенты принесли с собой. 

«Каким бы оборудованием мы ни располагали, прежде чем оценивать качество, нужно начать с органолептических признаков, то есть с внешнего осмотра продукта, фрукта, в данном случае, яблок», – подчеркнула инженер Ольга Щеглова.

Первое исследование

Так как внешне содержание нитратов определить невозможно, то образцы «контрольной закупки» яблок пронумеровали и включили нитратомер.

Нитратотестер студентам представила заведующая лабораторией сертификационных испытаний потребительских товаров Галина Шарафутдинова. В отличие от бытового прибора, который в результате теста выдаёт ответы «да» или «нет», из чего невозможно понять, насколько нитраты превышают норму, представленный прибор – профессиональный. В нём уже содержится информация о разных овощах и фруктах и нормативах солей азотной кислоты – для каждого, включая отдельно нормы для детей и взрослых. То есть прибор показывает количественное содержание и сравнивает его с нормативным.

Прежде чем начать замеры, Галина Анатольевна рассказала, что нитраты – соли азотной кислоты – имеются в каждом плоде.  Чем грозит превышение нормы солей азотной кислоты? В организме человека они преобразуются в нитриты и вызывают достаточно серьёзные заболевания, в том числе отложение камней в почках, закупорку сосудов. Поэтому контроль их количества чрезвычайно важен.

Для верности измерений щуп нитратомера следует втыкать у самой плодоножки (там, откуда плод получал питание) – эта часть плода считается наиболее насыщенной по содержанию нитратов.  

При норме содержания нитратов 60 мг/кг исследуемые образцы показали следующие результаты: 42, 57, 77 и 65. Поэтому образцы № 3 и 4 Галина Шарафутдинова рекомендовала использовать для приготовления «шарлотки» либо сварить из них компот.

Второе исследование

Анализатор жидкости «РОСА» студентам представила инженер ЕЛК Елена Шубина. С помощью этого оборудования можно определить два критерия: кислотность и окислительно-восстановительный потенциал (напряжение).

Для этого исследования плоды разрезали пополам, наконечник прибора воткнули в середину каждого среза и ждали 5 минут. Объективные числовые значения оказались в пределах нормы.  Кстати, для исследований потребовалось бы разрезать пополам любой плод. Будь то морковь, свекла, помидоры или огурцы.

Кроме растительных продуктов, анализатором жидкости «РОСА» можно исследовать соки и молочные продукты.

Занятие группы ПБ-15-1 прошло на площадке Единого лабораторного комплекса в рамках дисциплины "Научные основы  производства продуктов питания растительного производства" (преподаватель, доцент кафедры пищевой инженерии Роза Тимакова).

Студенты записали показания приборов, выводы о качестве образцов яблок они включат в свои лабораторные работы. В конце урока им раздали памятки с алгоритмом замеров. 

 

Во время мастер-класса в Едином лабораторном комплексе УрГЭУ студенты 4 курса Института торговли, пищевых технологий и сервиса познакомились со специальным оборудованием и исследовали четыре сорта яблок.

Photo gallery: